7 июня 2008 г. Был на Манежной площади. Два милиционера на лошадях - конная милиция. Совсем, как в Торонто (там - конная полиция). Только вот сцена получилась комичная: рядом два бака с мусором, и бездомный пёс, очевидно считающий себя хозяином территории, лает на лошадей, прогоняя их (вероятно боится, что милицейские лошади съедят его мусор - в самих милиционерах-всадниках он конкурентов не видит - знает явно, что люди мусор не едят). Лошади нервно косятся на собаку, одна - та, что ближе, пытается отбрыкнуться от гавкания, но пса это заводит ещё сильнее; отойдя на безопасное расстояние он лает громче и агрессивнее прежнего. Милиционеры не реагируют. Я наблюдал эту сцену минут пять, после ушёл.
Был на богослужении в Храме Христа Спасителя. Торжественный молебен по случаю воссоединения Зарубежной Церкви и Московской Патриархии служил патриарх Алексий II. Было много паломников из дальних мест. Приехали казаки в парадной форме, с орденами. Черносотенцы несли чёрные хоругви с вышитой надписью "Кругом измена, трусость и обман" (слова Николая II - из дневника 1917 года). Но больше всего впечатлили паломники. Одеты бедно, просто, одежда поношенная, чуть грязноватая - но вид очень опрятный, а в глазах удивительное выражение осмысленности и радостного соучастия в чём-то вечном, незыблемом.
Был на Арбате. Рассматривал памятник Окуджаве. Памятник ещё хуже, чем его песни. На скульптуры Пушкина и Гончаровой - просто смотреть не хочется. Вообще, Арбат вырождается. Тротуар потрескался, стены домов обветшали. Английская надпись приглашает приобрести "сувениры, водку и икру из России с любовью". Маленькой радостью для меня лично стало появление на Арбате сразу двух "Страбаксов". Ностальгия.
Прочитал мемориальную доску Анатолия Рыбакова и кое-что понял. Рыбаков жил на Арбате с 1919 по 1933 год. То есть, он там не родился. Его родители, судя по всему, вселились в чью-то квартиру - тех, кого выселили в 1919. А в 1933 уже выселяли их самих (переселяли на Север). - Сегодня ты, а завтра тебя. Потому-то в произведениях Рыбакова красные двадцатые годы - золотой век, ренессанс всего, а сталинские тридцатые - полный мрак и сплошной ужас.
Сцена. Бомжового вида мужик с сумкой "Boss". Выгружает содержимое сумки. Там пустые бутылки. Видимо, это один из тех "социально неблагополучных", проживающих в нашем доме, за которых домоуправление вынуждает нас платить maintenance. Домоуправление поступает следующим образом: неуплату за "социально неблагополучных" разделяет на "благополучных" и навешивает на них (на нас). Дескать, нам, домоуправлению, решительно всё равно, кто платит - лишь бы денежки шли. В Канаде за неуплату выселяют. На юге (в Краснодарском крае) тоже уже начинают выселять. В Москве - нет пока.
В Лермонтове (Туапсинский район Краснодарского края) наблюдал сценку: три бездомные собаки переходили улицу - крупная и две маленькие. Крупная собака побежала вперёд и чуть не угодила под колёса притормозившей машины. Маленькие собачки оказались умнее - они поочерёдно пристраивались к группам переходивших дорогу людей и переходили вместе с ними.
Лазаревское выглядит гораздо лучше Туапсинского района. Местечко приятное (центр Лазаревского). Понравилась чача: её продают в специальных киосках прямо на улице, причём, не только виноградную, но и персиковую, барбарисовую, а также из дыни.
В Туапсинском районе прошли сильные дожди. Проезжая часть улицы Комсомольской (напротив моего дома) несколько раз превращалась в сплошную бурлящую реку. Затопило подвал: вода в подвале стоит на полметра. Последнее сильное наводнение в Туапсинском районе случилось в августе 1991 года. Тогда разлившаяся от сильных дождей горная река смыла несколько сёл, расположенный в горах пионерский лагерь и затопила пол-Туапсе. Погибло три человека.
Принимал участие в награждении победителей местного литературного конкурса. Дарил свою книгу "Ночной Кабак", изданную в 2004 в Монреале. Среди награждённых были: бывшая мэр Туапсе Галина Джигун, известный в городе и районе прозаик и журналист Михаил Серопоршнев, известный в Туапсе учёный академик Евгений Мархинин.
Смотрел шоу "Мисс Туапсе", приуроченное к Дню Города. Ощущения сложные. С одной стороны, поставлено и организовано лучше, чем в русскоязычном Торонто (профессиональнее). С другой, это всё равно обман. Все конкурсы красоты - обман. Награждают всегда не тех. (По большому счёту награждать следует исключительно девушек, кто в этих конкурсах не участвует.)
Смотрел концерт на площади Октябрьской Революции, посвящённый дню города. Выступала группа "Синяя Птица" с её постаревшим солистом. Огненное шоу и фейерверк - бесподобны. Никогда не видел ничего похожего.
12 августа 2008 г. Был в Московском Английском Клубе, в Чеховском Культурном Центре. Впечатление очень странное. Чем-то похоже на собрание русских в русской церкви в Торонто: там русскоговорящие, живущие в англоязычном мире, собирались вместе, чтобы поговорить по-русски, а здесь англоговорящие, живущие в мире русскоязычном, собираются, чтобы поговорить по-английски. Среди них довольно много русских девиц, ведомых единственной целью - уехать за границу (такие остались ещё, как ни странно). Один американец (судя по произношению) агитировал собравшихся, взывая к их чувству вины за преступления коммунистов. На все контр-аргументы, отвечал уверенно: "Это пропаганда!" Другой выходец из Америки (кстати, родившийся в Москве) говорил о грузино-осетинском конфликте, сочувственно отзываясь о грузинах. Живых осетин он в глаза не видел, но принципиально не верит тому, что говорят и пишут российские СМИ - верит только американским и британским СМИ. Позже, побеседовав с ним, я выяснил, что уехал он из Америки, так как Америка ему не нравится. Россия тоже не нравится, но жить он предпочитает в России. Пообщался с одним парнем - он сказал мне, что из Европы, но не признался, откуда, хотя говорил он с ярко выраженным американским акцентом. Я высказал ему мысль, что летать самолётами "Аэрофлота" безопаснее, чем самолётами средней американской или канадской авиакомпании (сослался на мнение брата), рассказал о своём знакомом из Университета Торонто, писавшего работу - он там расчитывал стоимость человеческой жизни (в долларах) на момент крушения авиалайнера. Парень посмеялся и согласился со мною, что авиакомпанию действительно прибыль интересует существенно больше, чем чья-то жизнь, в то время, как "Аэрофлот" - такой же символ России, как водка, икра, балалайка и Большой Театр - отсюда забота о безопасности.
Когда я шёл в Английский Клуб, мне сказали, что в массе своей там собираются молодые русские девицы, мечтающие сбежать заграницу. Однако я увидел другое. Молодых русских девиц там и правда хватает. Но вот, я поговорил с одной. Она рассказала, что закончила вуз по специальности бухгалтера, полгода проработала в Америке по контракту, побывала (в деловой поездке) в Канаде, сейчас ходит в Клуб, в надежде выйти на какую-нибудь североамериканскую или же западноевропейскую фирму, которая пригласила бы её поработать на контракт, по её специальности. Работа нянечки или же посудомойщицы её не интересует категорически - девяностые годы остались позади.
26 августа 2008 г. Пишу в Туапсе. В поезде наслушался историй о поездах, следующих транзитом через независимую Украину. Их останавливают украинские таможенники. Говорят, смахивает на махновский налёт. Таможенники ищут деньги и ценные вещи. Отбирают "без квитанции". Можешь жаловаться потом кому хочешь - хоть президенту Ющенко. Могут "для смеху" заставить открыть консервную банку ("А вдруг там у вас наркотики?!") или конфисковать понравившуюся аппаратуру ("А у вас есть лицензия на этот DVD плейер?" "Как докажете, что он не пиратский?") Формы они не носят - государство бедное, нет "грошей" на форму, и таможенники одеваются часто "под бандюков" - так круче. У одной бедной женщины, которая возвращалась из России в Молдову и везла домой полторы тысячи американских долларов - то, что заработала за полгода труда у каких-то богатеев, таможенники отняли все эти деньги. Женщина сразу же занервничала, увидев стражей украинского порядка, появившихся в поезде - те заметили, поняли, что не спроста. Начали рыться в вещах, прощупывать каждый миллиметр одежды. И таки нашли - доллары были зашиты в трусах. Таможенники обрадовались (добыча!) Женщина забилась в истерике:
- Меня дети ждут дома! Им есть нечего!
Но радости таможенников это не омрачило. Женщину ссадили с поезда (чтоб не выделывалась!) Другой случай. Молодая девушка сделала таможеннику замечание - тот, появившись в купе, сразу же, не представляясь и ни слова не произнося, начал открывать чьи-то чемоданы. Таможенник "в наказание" взял дамскую сумочку "нахалки", высыпал содержимое на кровать и начал демонстративно перебирать на глазах у остальных пассажиров.
- Щас поглядим, шо ты там прячешь!
Правда, ничего не отобрал.
Вообще, говорят, уровень жизни на Украине существенно ниже, чем в России, но в Киеве он (уровень) соответствует уровню жизни небольших российских городов. Но вот люди и атмосфера там спокойнее и доброжелательнее, чем в Москве.
Рассказывали про московскую милицию. Самая дурная слава у гаишников и у ППС (патрульно постовая служба). Молодую девушку (она забыла дома паспорт) забрали в отделение. Она начала возмущаться ("Какое вы имеете право?!") Её, чтобы "проучить", начали запихивать в камеру к мужикам. Потом, правда, отпустили. На скамейке сидит молодая мигрантка из Молдовы. К ней подходит милиционер.
- Ну что, надумала? Пойдёшь замуж?
Та рыдает.
- Думай, - говорит ей страж правопорядка. "Замуж" на милицейском языке означает принудительное сожительство.
27 августа 2008 г. В Туапсе слышалась стрельба. Стреляли в воздух. Может, абхазы, может осетины - праздновали независимость. Заявление Медведева вызвало у многих и гордость и эйфорию. Но беспокоит появление натовской эскадры у берегов Грузии. Натовцы врут, что привезли грузинам гуманитарную помощь, но им естественно никто не верит. Люди побаиваются натовцев.
Многие уже успели побывать в Южной Осетии, на месте бойни. От рассказов очевидцев пухнут уши. Рассказывали, что грузинская артиллерия перепахивала Цхинвал, как на Курской дуге - каждый сантиметр. Потом в город вошли грузинские солдаты. Осетин и грузин, живших в Цхинвале резали целыми семьями. Детей солдаты хватали и закалывали ножами. Осетинская женщина рассказывает, что её соседей - две грузинские семьи - саакашвилиевские солдаты вырезали начисто. Рассказывали, что когда через освобождённый Цхинвал, российские миротворцы вели пленных грузинских солдат, группу эту окружили женщины - осетинские и грузинские. Они требовали:
- Отдайте их нам! Мы их порвём на куски!
Грузинские солдаты оправдывались:
- Мы ничего не знали. Нам сказали, что это учения. Нас обманули.
- Учения?! - кричали женщины. - Вы резали ножами детей! Это учения?!..
Миротворцам пришлось выдержать этот напор - самосуда они не допустили.
В центре Цхинвала работала группа американских тележурналистов. В прямом эфире они рассказывали о том, что в Цхинвали произошли бои между воинственными "сепаратистами" и грузинскими войсками, пытавшимися установить в городе закон и порядок. К ним подошёл американец. Оказалось, он женат на осетинке и живёт здесь. Захотел обратиться к соотечественникам.
- Американцы! - закричал он в камеру. - Не верьте...
Телекамеру тут же выключили.
Из Цхинвала в Адыгею привезли группу детей. Это были дети, на глазах у которых грузинские солдаты убивали людей. Дети в шоковом состоянии. Они ничего не едят, только пьют воду. Вздрагивают при каждом шорохе - спрашивают:
- Это опять стреляют?
Моя знакомая журналистка ехала с этими детьми в автобусе. Она вышла из автобуса, отошла в сторону, и у неё началась истерика. Шестилетний мальчик сказал ей, глядя прямо в глаза, серьёзно и очень по-взрослому:
- Когда я вырасту, я поеду в Грузию и буду убивать тех, кто убивал нас.
Грузинская женщина сказала:
- Я больше никогда не буду говорить "Цхинвали", только "Цхинвал".
Из американской прессы я узнал, что осетины и добровольцы-казаки, в отместку за бойню в Цхинвале, сожгли несколько грузинских сёл в Южной Осетии. Навёл справки. Оказалось, в Южной Осетии нет и никогда не было грузинских сёл: в этой крошечной республике немногочисленное грузинское население проживает исключительно в городах - сёла там только осетинские...
Всю дорогу от Туапсе до Сочи читал в электричке американскую прессу. Впечатление: накушался фантастической литературы (не научной). Видимо, собкорами и спецкорами западных изданий в Грузии и Южной Осетии работают наболее циничные и подлые представители западного журналистского племени. Они хорошо знают, что передаваемая ими информация - ложь, они просто делают свои деньги. Если раньше, вернувшись из Канады и желая скомпрометировать западную прессу в глазах местной туапсинской про-американски настроенной интеллигенции, я пересказывал им содержание публикаций североамериканских изданий, касающихся Абхазии, и люди, хорошо знающие, что происходит в Абхазии на самом деле, и знающие не по газетам, вытаращивали на меня глаза - они не знали, верить мне или не верить. Теперь, видя наглядно реакцию Запада, прозрели очень многие.
Рассказывали. Российских журналистов в Цхинвале окружили местные жители - люди, пережившие прямой геноцид.
- Ну теперь-то на Западе все всё поймут? Теперь то они поймут, что здесь происходит? (с надеждой)
- Нет, - отвечают им журналисты. - Они видят только то, что хотят видеть.
- Тогда надо привести их сюда, - предлагают осетины. - Они всё увидят своими глазами и им всё станет ясно...
Многие осетины из Цхинвала говорили: "Это уже третий генгоцид! Нас так совсем не останется. Мы же маленький народ!" Действительно, первый геноцид осетины пережили в восемнадцатом году, когда захватившие власть в Грузии меньшевики захватили Абхазию и параллельно устроили резню осетин. Потом, в январе 1992, грузинские войска по приказу тогдашнего грузинского диктатора Гамсахурдиа вторглись в Южную Осетию: "Осетины - это не народ, а мусор!", "Грузия для грузин!" Но любопытно, что теперешняя резня уже не походит на межнациональный - скорее на политический конфликт. Ведь грузинские войска в Цхинвале убивали не только осетин, но и грузин, не желавших жить в Грузии. В то время, как в 92 году в Сухуме, грузинские гвардейцы, вторгшиеся туда по приказу Шеварнадзе, нацеленно выискивали и убивали абхазов. (Грузинские гвардейцы ходили патрулями по улицам оккупированного города и проверяя у прохожих документы - смотрели графу "национальность" - у кого встречали слово "абхаз", расстреливали тут же, на глазах у многочисленных свидетелей. Я разговаривал с молодой женщиной - она рассказала мне, как расстреляли старика-абхаза, стоявшего в очереди за хлебом - у старика проверили паспорт и тут же приговорили - расстреляли у стены противоположного дома - "хлебная" очередь, приученная к таким сценам, даже не разошлась, люди только отворачивались, чтобы не видеть, как кровь растекается по тротуару.)
В кампанию клеветы против действий российской власти включилась "Новая Газета". Западная пресса охотно перепечатывает их публикации. Любопытно, что после убийства Политковской у "Новой Газеты" в России репутация органа "неприкосновенного": никто не опровергает, никто не подаёт в суд - вообще никто никак не реагирует. Я говорю: