Ольбик Александр
Смерть "протонов" не бывает случайной...

Lib.ru/Остросюжетная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

  Смерть "Протонов" не бывает случайной...
  
  Частное мнение
  
  "Протон" является не только доставщиком на космические орбиты коммерческих грузов, он же еще задействован в ракетно-ядерном щите России и потому... И потому серия неудачных стартов этой ракеты наводит на тревожную мысль, что все аварии, которые привели к гибели и самой ракеты, и ее груза, как-то связаны или с какой-то сверхтехнической причиной, или же со злодейским человеческим умыслом...Я несколько лет работал на авиационном заводе, ремонтировал компрессор ТРД, который устанавливался на атомных ракетоносцах, и потому немного знаком с технологией отдельных узлов двигателя и знаю, насколько каждый из них уязвим...Все, конечно, начинается с материала, из которого изготовлены узлы двигателя, работающие под большим давлением и при больших температурах. Но пока - не о металле, зададимся простым вопросом - насколько работа и жизнеспособность того же "Протона" зависит от человеческого фактора? Фактор, фактор...Это может быть недосмотр рабочего, брак, плохая работа ОТК, некачественные инструменты, низкого стандарта измерительные приборы, выработавшие свой ресурс металлорежущие, шлифовальные и другого назначения станки. Словом, причин, из-за которых может произойти катастрофический сбой в двигателе ракеты, предостаточно, но главное, конечно, это плохое качество операционных работ. Любой брак - это следствие низкой квалификации или недосмотра ИТР, расхлябанности рабочих и невнимательность контролеров. У нас, на участке ротора, где ремонтировался компрессор, все внимание было уделено безукоризненному качеству компрессорных лопаток всех девяти ступеней, а значит, и компрессора в целом. И контроль был более чем внушительный: проверка с помощью краски, ультразвуковой и, разумеется, самый тщательнейший визуальный, что в основном зависело от самого слесаря. Например, пропущенная коррозийная раковина или микроскопическая заусеница на лопатке какой-нибудь из ступеней, могли привести в процессе работы двигателя (когда на лопатки действуют огромное аэродинамическое давление и высокая температура) к облому лопатки с последующим неизбежным выходом из строя компрессора и... самого самолета...Качество лопаток зависело от полировки, шлифовки, от микронных допусков посадки лопаток в пазы ступени, от закрепленных штифтов, которые фиксируют лопатки в гнездах, от контргаек, фиксирующих эти штифты и все должно быть в жестких рамках технических условий. Я уж не говорю о разного рода насосах, камере сгорания, форсунках, о массе всяческих патрубков, подшипников, сложнейших приборов в топливной системе, системе управления и пр. узлах, в которых малейшее несоответствие ТУ может стать причиной гибели самолета. Так вот, по своему пятилетнему опыту работы на авиационном заводе, могу смело утверждать, что никакой контроль не гарантирует, что изделие уходит в эксплуатацию со 100-процентной кондицией. Есть масса узлов и мест в двигателе, где недобросовестный или расхлябанный рабочий может оставить "смертельный брак", который выявляется только при эксплуатации самолета. "Протон" (в совокупности с самой ракетой и грузом, в данном случае, спутников) в разы дороже любого самолета и авария такой ракеты дискредитирует не только саму систему "Протон" и завод-изготовитель, но и космическую отрасль России в целом.
  Часто слышу по ТВ фразу: человеческий фактор. Разбился самолет - виноват человеческий фактор, гробанулся вертолет - опять виноват тот же фактор...Когда в Сибири горят леса, то в этом винят именно этот самый пресловутый человеческий фактор. Брошенная каким-нибудь недорослем не затушенная сигарета, бесконтрольный выжег сухой травы, разведение костра, тоже оставленного догорать безответственными туристами, и, как следствие, выгорают сотни гектаров лесов, наносится гигантский вред стране. Но вот чудеса, при этом конкретных виноватых нет... Мне могут возразить и назвать такого виновника - всеобщее разгильдяйство... Но не только оно одно виновато в этом, речь еще может идти о преднамеренных поджогах, о "бытовых диверсантах", которые кому-то "назло" пренебрегают противопожарной безопасностью. У них такая философия: пусть все горит синим пламенем, а мы постоим в сторонке и посмотрим, как МЧС будет тут корячиться...Интернет полон озлобленности, тупой и слепой ненависти к государству, и люди с психологией "пусть все горит синим пламенеем", выходят на Болотную площадь, другие с такой же психологией, преднамеренно оставляют без присмотра костры в лесах, преднамеренно "плюют" на микроны, "забывают" убрать малюсенькую заусеницу или "забывают" загнуть один из усиков на контргайке, от надежности которой зависит судьба целой ракеты с ее драгоценным грузом...А потому руководство заводов, где изготовляются такие ракеты и узлы для них, должны быть беспощадными к малейшим нарушениям технологической дисциплины и полностью владеть психологической ситуацией в рабочем коллективе. И должны строго соблюдаться неприкосновенность смежных участков, чтобы кто-то, допустим, с участка компрессора не мог свободно шастать по участку статора или турбины, а тем более, по территории, где ведется сборка готового узла или целого изделия. Тут любой озлобившийся человечешко может преспокойно совершить "бытовую диверсию", сунув в одно из множества технологических отверстий какой-нибудь посторонний пустячный предмет...Его сразу не заметишь, но когда двигатель начинает работу, вот тогда этот лишний "довесок" даст о себе знать с самыми трагическими последствиями. Часто можно слышать: дескать, этот имярек - добросовестный работник, на него можно положиться...Да, но чужая душа потемки...Но как рассмотреть эту душу? Как не ошибиться, принимая на работу слесаря или инженера на тот же завод, производящий "Протоны"? Пожалуй, такого стопроцентно надежного рецепта пока нет. И все же... А может, есть смысл, каждого принимающего на работу человека сразу же подвергать проверке на полиграфе? Можно, но вряд ли это что-то даст, ибо злонамеренность, преступный умысел зависят от очень многих ситуационных факторов и потому полиграф полезнее может оказаться не "до", а "после" свершившейся истории...Если какой-то работник допустил серьезный брак, который может привести к трагическим последствиям, то в этом случае есть смысл использовать полиграф. А если уже случилась катастрофа, где искать виноватого? Специалисты, проследив параметры полета и выявив вероятную причину и место аварии в самой ракете, могут с точностью сказать, на каком участке технологической цепочки был допущен брак. И всю эту цепочку проверить на детекторе лжи. А в некоторых, более тяжелых случаях (как, например, невыход ракеты на расчетную орбиту), необходимо проверить на полиграфе весь рабочий коллектив вместе с ИТР и коммерческими службами. За деньги сейчас можно купить все что угодно и что угодно продать, поимев при этом нешуточные "карманные деньги". Правда, при этом нужен очень квалифицированный полиграфолог, но ради такого дела предприятие не должно экономить. И вообще, проверка на полиграфе должна стать нормой, причем осуществляться должна неожиданно и чаще против тех, кто допустил в работе особое неусердие и небрежность в смысле качества...А кроме полиграфа на таких предприятиях, как и на транспорте, должна вестись жесточайшая борьба с пьяницами...Я не удивлюсь, что даже в цехах Хруничева ребята позволяют себе опохмеляться после очередного выпивона, а почему бы нет, если даже шахтеры под землей напиваются вусмерь...Да и не надо быть пьяным, чтобы наделать опасного брака, ибо слесарь с похмелья - это уже не работник, а хлам, особенно, если речь идет о таких тонких материях, как космическое производство.И если брак, даже вовремя выявленный, повторяется чаще других на одном и том же участке, я бы заменил весь участок на новых, хорошенько проверенных людей. Хотя сделать это сейчас трудно, нехватка в рядах гегемона-металлистов огромная, поэтому эта мера замены плохих на хороших будет почти неосуществима...Ведь сейчас все хотят стать адвокатами, менеджерами, звездами шоу-бизнеса, но только не быть слесарями, сварщиками или фрезеровщиками...А ведь эти профессии, особенно в космической и самолетостроительной отраслях, захватывающе интересны, знаю по личному опыту...

 Ваша оценка:

Раздел редактора сайта.