Старый молодежкинец и писатель Александр Ольбик выпустил новую книгу
- Александр Степанович, юрмальские ветры донесли до "Часа" весть, будто вы в соавторстве с Арби Индорбаевым сочинили новую книгу, и любопытно узнать: о чем она, какие мотивы в ней доминируют, какие герои и антигерои могут потрясти или... оставить равнодушными потенциальных ваших читателей?
- Представь себе картину, на которой изображены ночь, тучи и в их просветах круглая, как лат, луна. И до того яркая, что ее отсвет отчетливо освещает барашки на протекающей внизу реке, в окнах хижин едва видны отблески лунного света, а на берегу, опять же в лунном свете, едва угадывается мельница... Покой и тишина царят на этой картине. Что бы ты мог с моих слов сказать о ней? И мог бы назвать художника, создавшего эту сказочную ночь?
- Первое, что приходит в голову: картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре"... Или я ошибаюсь?
- Нет, я имел в виду именно эту картину, так что тест на восприятие чужого пересказа ты прошел, но это живопись, а в литературе все гораздо "запутаннее", много сюжетных разветвлений, масса диалогов, отступлений, что и самому автору порой трудно запомнить. Так что очень непросто в "темпе мазурки" пересказать содержание вышедшего сочинения...
- Ну хорошо, обойдемся сутью - к какому жанру ты сам относишь вашу книгу? Ну и, конечно, несколько слов о сюжете...
- Сейчас очень модно слово "фэнтези", которое мне, завзятому консерватору, не нравится - какая-то в нем выпендрежная подоплека. Мы ведь росли и познавали мир на научной фантастике, зачитывались такими кумирами, как Жюль Верн, Уэллс, Артур Кларк, Станислав Лем, Рей Брэдбери, как советские фантасты Беляев, Ефремов, Казанцев и другие сочинители научно-фантастических историй. Вот и я нашу с Арби книгу отношу к научно-фантастической литературе: но с элементами крутого детектива. Звучит странновато, но по сути верно.
Сюжет? В нескольких словах он таков: назревает космическая катастрофа, о чем первым узнает журналист из научно-популярного журнала Штольнев, освещающий саммит "восьмерки", проходящий в Санкт-Петербурге. И на этом саммите он случайно узнает, что главы "восьмерки" за рамками официальной программы провели тайное от общественности и прессы совещание, на котором доклад делали два ученых светила из США и России. А речь на этом конфиденциальном заседании шла об угрозе, исходящей от нашего небесного светила. Дело в том, что байкальский подводный нейтринный телескоп стал фиксировать необычайно высокий поток частиц с названием нейтрино, исходящих от Солнца, что по научным меркам является тревожной аномалией. Происходит так называемое "нейтринное охлаждение" Солнца.
Узнав о таком кулуарном совещании, журналист решает переговорить с ученым.
Словом, сюжет книги начинается с журналистского расследования Корреспондент едет на Байкал, в лабораторию нейтринного подводного телескопа, где и находит бумагу - черновик письма, адресованного главам "восьмерки", в котором описана ситуация с неожиданно возросшим потоком нейтрино. То есть были получены доказательства назревающей космической катастрофы.
Вот тут и завязывается интрига. Журналист хочет предать гласности тот найденный, а точнее, похищенный на Байкале документ, но в дело вступает ФСБ, которое берет под колпак и самого журналиста, и телестудию, на которой работает его жена Нила. Именно она, по просьбе продюсера, с которым у нее амуры, крадет у мужа-журналиста документ и пытается оповестить мир о грядущей космической катастрофе. "Благородно" полагая, что человечество должно знать правду и приготовиться к уходу в небытие.
Первую попытку ФСБ успевает пресечь, но по причине изворотливости и алчности продюсера эта совсекретная информация все же выходит в эфир. Короче, журналист, разочаровавшись в жене и узнав об ее интимных связях с продюсером, кончает жизнь с помощью харакири, чему он научился, когда был собкором в Японии. Жену, которая, осознав непоправимое и пригрозив продюсеру разоблачением, этот же продюсер, заметая следы, сбрасывает с 12-го этажа телестудии...
Это, пожалуй, основная сюжетная линия. Вторая, тоже доминирующая, линия связана с похищением из музея одного из черных квадратов Малевича. Эта картина по воле авторов и по разумению персонажей книги становится символом грядущего Апокалипсиса.
Дело в том, что еще в начале ХХ века Малевич участвовал в оформлении спектакля, который так и назывался - "Победа над солнцем". Мол, его "Черный квадрат" является неким абсолютом и покрывает темнотой всю Вселенную, сжимая ее до размеров 50 на 50 см.
Именно таков формат того "Квадрата", ставшего затем иконой авангардизма. И группа людей, бывших сотрудников музея и художников, отрицающих авангардизм и в том числе сам "Черный квадрат", начинают его поиск и делают это с единственной целью - найти и уничтожить. И этим самым спасти мир. В этой ситуации в действие вступают две противодействующие силы. С одной стороны, это бывший зэк Нуарб, с другой - якобы частный сыщик, а на самом деле уголовник, нанятый неизвестными лицами, который идет на все, вплоть до убийства. Но у этой сюжетной линии есть своя подоплека. Дело в том, что Нуарб еще в ИТК познакомился с художником-коллекционером Казимиром Позументовым, посаженным за решетку за систематические, почти открытые хищения картин авангардного толка.
И там, в колонии, в день освобождения Позументова, случилось нечто такое, что в конце книги обернется сенсацией. У Позументова, когда тот после помилования уже собрался отправиться домой, случается сердечный приступ, и он просит позвать своего лагерного друга Нуарба и что-то на последнем издыхании ему объясняет. И в этот же момент возникает страшной силы ураган, который почти сметает с лица земли весь лагерь вместе с его обитателями. Однако Нуарб привязал себя к столбу и, будучи физически здоровым, вышел из этой ситуации живым. Его перевели в другой лагерь, а через полгода он освобождается и попадает в Москву.
И вот тут не падай в обморок от моего нахальства... Мой главный персонаж Нуарб попадает на Патриаршие пруды, где встречается с таинственным человеком в необычном одеянии, у которого на коленях лежит кейс из крокодиловой кожи. Представляется этот человек как "господин Немо". Человек Никто... и предлагает Нуарбу 200 тысяч евро, если тот отыщет пропавший из музея "Черный квадрат". Но бывший зэк отказывается брать деньги, говорит, это, мол, какая-то подстава, но если он найдет вдруг эту "мазню", то как связаться с этим Немо? И они договариваются о номере телефона и о пароле, который в случае удачи должен произнести Нуарб.
И жизнь продолжается: он улаживает свои личные дела и в один из дней исполняет наказ умирающего Казимира Позументова и проникает в музей Михаила Афанасьевича Булгакова и достает из-за одного из изразцов старинной печи коробку, в которой находит советские золотые червонцы, браунинг с патронами и, что самое главное для сюжета, - небольшой блокнот, принадлежащий отцу Казимира Позументова Карлу Позументову.
Из блокнота Нуарб узнает о том, что в квартире, где расположен музей Булгакова, когда-то проживал со своей красавицей женой Карл Позументов, друживший с Булгаковым и Малевичем. И однажды Позументов застает такую сценку: жена Зоя сидит в кресле, почти обнаженная, и позирует Малевичу. Разыгрывается сцена ревности, Карл Позументов в сердцах хватает кисть, макает ее в сажевую краску и замазывает "ревнивый" рисунок черным квадратом... И Малевич то ли ему назло, то ли желая шокировать публику, этот отнюдь не им написанный квадрат выставляет на своей художественной выставке. И случается казус: критики и художники авангардного направления воспринимают эту картину как божественное откровение и возвеличивают ее до уровня иконы.
И чем больше времени проходило, тем большую славу приобретало это скандальное полотно. И в том же блокноте Карла Позументова были дневниковые записи, касающиеся создания романа "Мастер и Маргарита" и еще какой-то зашифрованный текст. В той записи, по мнению спецслужб, был зашифрован какой-то важный для человечества текст, который никому не удавалось раскрыть.
А в это время декабрь превращается в май: расцветает сирень с черемухой, в Архангельской области вырастают грибы, вечная мерзлота превращается в болото, высыхают реки, что ставит под угрозу работу АЭС... Происходят техногенные катастрофы, резко меняется весь уклад землян, учащаются случаи самоубийств...
Словом, Солнце начинает бушевать так, что временами отключаются от энергообеспечения целые страны, в мире нарастают хаотические ситуации, и главы правительств терзают ученых одним вопросом: как долго это может продолжаться? Но ответа нет, ибо поток нейтрино не только не уменьшается, а, наоборот, увеличивается...
Я думаю, этого хватит, чтобы иметь представление о нашем сочинении...
- И чем заканчиваются ваши фантазии?
- Как видишь, мы сидим с тобой, спокойно беседуем, за окном лето: солнышко припекает, к счастью, оно в своем обычном рабочем режиме, что нас не может не радовать. Но что примечательно: прекращение на Солнце ураганных, гибельных для всей системы процессов, совпадет с окончанием молебна и возвращением в музей похищенного ЧК - в 5 часов 03 минуты, накануне Рождества. И сделает это Нуарб, оторвавшийся от всевидящего ока ФСБ (на нем был электронный браслет)...
Финал книги закольцован, и завершающий зигзаг сюжета заключается именно в финале, и, поверь, он будет небанальным. И если для Солнечной системы все окончится хеппи-эндом, то моего героя Нуарба постигнет драматическая судьба. И, к слову сказать, не поленись и прочти это имя справа налево, и тогда, быть может, поймешь, почему в заголовке присутствует слово "пародия"...