Александр Ольбик - член Союза журналистов и Союза писателей Латвии. Был удостоен звания "Заслуженный журналист Латвийской ССР". Первую свою книгу-интервью "Что за поворотом?" он опубликовал в 1990 году в издательстве "Авотс". В сборник вошли беседы с такими известными личностями, как Чингиз Айтматов, Евгений Евтушенко, Даниил Гранин, Леонид Жуховицкий, Татьяна Заславская, Анатолий Приставкин и др., а также два интервью с Борисом Ельциным.
Позже из-под пера Александра Ольбика вышло еще несколько художественных и документальных произведений: проза о детстве и войне "Дикие пчелы на солнечном берегу" (1991), политический детектив "Агентурное дело" (1993), криминальная повесть "Дублет" (1993), книга-документ "Крах банка "Балтия" (1995), написанная по следам банкротства крупнейшего в Прибалтике коммерческого банка. В 1997 году, в Москве, в серии "Бестселлер российского книжного рынка", вышли два детектива "Тротиловый террор" и "Промах киллера".
Из всего опубликованного Ольбик выделяет книгу, которую он написал вместе с первым помощником президента России Львом Сухановым: "Три года с Ельциным" (рижское издательство "Вага",1992). Она была написана вскоре после августовских событий 1991 года и, по существу, стала плодом "челночных" посещений Ольбиком Льва Суханова, работавшего в то время в Кремле, помощником Ельцина. Впоследствии книга "Три года с Ельциным" была перепечатана в Японии, Германии, Испании, а в 1994 году - на Кипре. Однако самой любимой его книгой являются "Дикие пчелы на солнечном берегу", в которой через детское восприятие показаны весь ужас и безумие войны. И заканчивается книга страшно: не пережив смерти своих близких, которая свершилась на его глазах, ее главный персонаж, (четырехлетний Ромка по прозвищу Волчонок) кончает жизнь самоубийством, взорвав себя гранатой, оставленной на хуторе партизанами...
В 2002 году в донецком издательстве "Сталкер" вышла его новая книжка "Президент", которая моментально вызвала разноречивую реакцию российских средств массовой информации. А совсем недавно, уже московское издательство, выпустило криминальный роман "Падение "черного берета"...
Однако Александр Ольбик --- не только талантливый публицист и признанный мастер детективного жанра, но также и поэт-лирик. В его стихотворениях присутствует оттенок легкой грусти, столь характерный для истинно русской души.
Дом старый мой, ты здесь
Кто жил в тебе и кто тебя оставил?
На крыше стонет, плачет жесть.
Поскрипывают одичало ставни.
Есенинские мотивы прослеживаются в строках:
Извините, пожалуйста, извините
Я сегодня немножечко пьян,
Если угодно, с губ уберите
Сорванного поцелуя бурьян.
Читая стихи Александра Ольбика, поражаешься многообразию его литературного дарования. Разве не удивительно, что человек, из-под пера, которого вышли книги-боевики "Президент", "Тротиловый террор", "Дублет" др. , получившие широкое признание у русского читателя, еще является и автором лирических стихов:
Что от тебя живет, любимая
Мгновений летних ветерок,
Иль ярость солнца нестерпимая
Иль глаз потухший костерок?
Тема любви вообще характерна для творчества Ольбика. Любовь вдохновляет поэта, дает ему силы жить и творить:
Березовых ветров томительный звон
К душе прикоснулся прохладной улиткой,
И чья-то забытая тень у калитки,
И прошлого розовый мчит фаэтон.
Александр Ольбик живет в Юрмале. Быть может, тихое очарование этого города у моря вдохновляло его, когда он писал:
Здравствуйте, вечер и звезды,
Взгрустнувшая под окном сосна,
Здравствуй, бельчонок, что на березе
Притих в ожидании сна.
Гуманизм автора проявляется в его пьесах "Прощальный взгляд" (о судьбе мигрантов), "Триумф язычников". В "Триумфе язычников", например, Ольбик выступает, как мастер исторической аллегории. Персонажи пьесы-памфлета --- политиканы различных исторических эпох (Ленин, Сталин, их ряженые копии, Жириновский, Зюганов, Шандыбин, Новодворская и пр.пр.) встречаются друг с другом во времени, доводя выяснения своих политических амбиций до полнейшего абсурда.
Основная тема творчества Ольбика-прозаика --- человек в стрессовых, порой неподвластных ему ситуациях. И это относится не только к его детективам. В рассказе о подростках "Гуттаперчевая любовь" прослеживается неприятие автором ситуации, в которой молодые люди, самим своим образом жизни обречены на духовное и нравственное падение. Герой рассказа "Жертва обстоятельств" --- человек с изломанной судьбой в чужом равнодушном мире. Автор своим творчеством как бы протестует против трагизма этой обыденности.
Вот что говорит мой собеседник и о своей книге "Балтийский вектор Бориса Ельцина", помещенной в Интернете:
- Я --- русский и моя этническая родина --- Россия, Псковская область. В Латвию я попал сразу же после войны, из оккупированной немцами деревни Дубровки. В 1945 году нас с сестрой, опухших от голода, наша мама привезла в Ригу, а точнее на Рижское взморье, поэтому у меня две Родины: Россия и Латвия. И за обеих болит душа. Судьбе (а скорее всего, случаю) было угодно распорядиться так, чтобы в августе 1988 года, здесь, в Юрмале, я встретил находящегося в опале Бориса Ельцина и сделал с ним первое в Союзе интервью, которое перепечатало множество советских изданий,не считая разных зарубежных голосов и "подголосков". И с тех пор моя личная жизнь так или иначе пересекалась с "темой" Первого президента России.
После августовского путча мы вместе с помощником Ельцина Львом Сухановым написали книгу "Три года с Ельциным" - о его политическом возрождении, сенсационной поездке в США и реакции на это партаппарата, о восхождении к вершинам демократической власти, о домыслах и мифах, которые преследовали Ельцина до конца его президентства. Всего я сделал с Борисом Николаевичем четыре интервью, и в
этой, интернетовской версии, я рассказываю, как иногда непросто было это делать, какие "колючие" нюансы (личного и политического свойства) сопровождали контакты с Ельциным.
Есть в книге немало эксклюзивных моментов, о которых известно только Ельцину и автору этих строк...И, в-третьих, эта книга помогла политически осмотреться и показать молодому поколению, откуда дули наиболее освежающие "бризы перестройки"...И если Москва - это центр по преобразованию России, то Прибалтика была в каком-то смысле "легкими", которые подпитывали кислородом перемен это сердце...
По сути, широкий политический прорыв Ельцина начался именно с Прибалтики, где наиболее отчетливо звучали реформаторские мотивы. Первый Народный Фронт был создан именно в Латвии, в Латвии впервые прессой была поднята тема тайного сговора между Молотовым и Риббентропом, Прибалтика первой декларировала независимость от Центра... И в том числе - прорыв блокады по замалчиванию лидера демократического движения в России Бориса Ельцина (к чему СМИ Латвии приложили существенные усилия). И об этом "заговоре журналистов" тоже идет речь в этой книге...Я глубоко убежден, что наступит время и люди последующих поколений, захотят узнать о жизни Первого президента России. И посмотреть на его житие с разных точек зрения. И пусть это произведение будет одной из таких "смотровых площадок", откуда можно всмотреться в страницы жизни неоднозначного, порой непредсказуемого, но, безусловно, масштабного политика конца ХХ века...
У России еще много будет президентов, но на все времена останется в ее истории президент 1: по фамилии Ельцин, по имени Борис, по отчеству Николаевич...
И пусть вас не смущает мой комплиментарный тон, ибо недостатка в критических, порой злобных, пасквилей против Ельцина в России не наблюдается...Но я, в силу очевидных для меня причин, предпочитаю именно такой тон, а ваше дело согласиться с этим или нет...
---Александр, расскажите поподробнее о вашей последней книге "Падение "черного берета."
--- Это книга о судьбе трех, условно говоря, рижских омоновцев. Но предупреждаю, все события в ней вымышлены. Героев книги в России, куда их занесло по разным причинам, ждала непростая судьба. Один из них --- калека чеченской войны -- попал в руки бандитского синдиката, специализирующегося на кабальной эксплуатации покалеченных ветеранов горячих точек. Его заставляют побираться на улице вместе с другими калеками, одетыми в камуфляж ВДВ...Заработанные деньги у них отбирают, оставляя какие-то крохи на сигареты и стопку водки... Другой был осужден, бежал из лагеря, попал в банду, занимающуюся добычей человеческих органов и их торговлей...Третий поступил на службы к лидеру экстремистской полуфашистской организации. Финал книги - "бесповоротное" выяснение отношений моих "беретов", стоящих по жизни на разных сторонах баррикад...
-- Ваши книги написаны очень правдоподобно. Про "Президента" ходят чуть ли не легенды. Многие люди, например, воспринимают события, описанные в книге, как документальную хронику.
--- Действительно, "Президент" вызвал довольно бурную реакцию в "средствах". Но в целом книга является вымыслом. И то правда, что почти все центральные газеты России написали о "Президенте". Да и не только российские...О книге писал "BBC Observer", рассказало Би-би-си, другие зарубежные СМИ...Досужие разговоры действительно имели место --- якобы Путин лично позвонил мне и попросил написать книгу "на тему терроризма и борьбы с ним". Конечно же, никакого звонка не было... Правда, письмо из Кремля мне прислали, но в нем выражалась просьба не публиковать книгу "в таком виде", то есть не называть главных персонажей их собственными именами. Но я полтора года работал над книгой, потратил на нее уйму времени и сил и потому предложил обсудить этот вопрос ( с участием российского посольства в Латвии) и найти какой-то компромисс. Например, российское правительство могло бы у меня купить права на книгу и делать с ней все что угодно...К сожалению, а может, к счастью, дальнейших действий со стороны российского посольства не последовало, что я и воспринял, как "зеленый свет"...
-- Александр, вы сейчас --- один из ведущих авторов детективного жанра в Латвии... Не секрет, что среди некоторых читателей бытует мнение, что детектив --- это, мол, не настоящая литература. Расскажите о вашем отношении к этому жанра.
-- А в нашем мире очень много чего "ненастоящего" и на все вкусы никогда не угодишь. Скажу о себе. Например, я до сих пор не понимаю и не воспринимаю "Мастера и Маргариту", но это ведь не значит, что книга плоха и в ней нет истинной литературы. Или пресловутое "Голубое сало" Сорокина... И, возможно, кто-то от такого чтива в диком восторге. Я тоже, поддавшись нездоровому ажиотажу с ее сожжением, купил это "Сало", прочитал и...убедился, что это, действительно, что-то голубое и сальное...и очень неинтересное. Но для кого-то это истинный шедевр, хотя никто никогда не сможет доказать, что это именно так. Для снобов и любителей "черных квадратов", это, разумеется, нечто: не надо ни думать, ни сопереживать, жуй и жуй...уже трижды-пятирежды пережеванное. Тем более, своим голубым салом он "обложил" таких творцов, как Ахматова, Пастернак, Чехов и др. Замысел больного самомнением Сорокина понятен: изничтожив словом истинных творцов, возвеличить на этом "сальном" фоне свои гипертрофированные амбиции. Выходит, в русской литературе, кроме него, других писателей нет и быть не может. Сорокин пустышку выдает за "сникерс" и многие на это покупаются. Ну и, Бог с ними, пусть сосут...Однако Сорокин человек не без дарования, у него есть вещи, которые хочется перечитывать.
Всегда самым ходовым и ценимым "ассортиментом" в искусстве-литературе были новизна, контрастность и разнообразие. Это те самые наживки, на которые извечно клюет воображение читателя, зрителя... И так всегда будет. Но эти наживки зависят от таланта и исповедальности автора, но таланты и исповедальность так же редки, как самородки на золотоносных приисках. И ради новизны автор готов вывернуться до кишок, пройтись по улицам нагишом и, если надо для славы, оправиться на глазах всей честной публики в собственную шляпу. И "изобрести" голубое сало, как это сделал Сорокин. Попса - это реализованная в цветной мишуре банальность, автор которой жаждет экстренного публичного признания и заодно заработать на хлеб с сыром, а то и с лососиной, но непременно "первой свежести"... Что касается детектива или вообще "криминального чтива"...Это тоже дело вкуса: не хочешь читать Маринину, обратись к Донцовой или Пронину... или оставайся верным рыцарем Стаута или Сименона. Никто ведь никого за уши не тянет и никто от попсы в самом широком смысле не застрахован. Какие сейчас поют песни? В основном те, в которых одна мякина и звон пустых консервных банок. Какие сейчас ставят пьесы? Попсовые от "вешалки" до финала...На сцене полтора или два часа истерического ора и парад обнаженных или полуобнаженных телесно недоразвитых фигур...И что ни пьеса, то "новое прочтение"...А по сути обыкновенный выверт, выпендреж...Такая же попса повелевает и в литературе, и в прессе (одни только астрологические прогнозы, доморощенные рассусоливания насчет камасутры или же о вреде-полезности на организм девственной плевы, чего стоят), и в кино с видео (на ТВ "Окна", "Леди бомж" и пр)...Нас буквально захлестнул девятый вал пресной "сериальности" и неумного выкомаривания, когда мозги не в счет и истинные чувства - "аппендикс" духа...А ведь "Основа нравов людей, - как точно заметил Гельвеций, - заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а их вкусах и чувствах". Но попса и пресная "сериальность," как мне кажется, со временем отойдут на второй, третий план, ибо они неоплодотворены теми фибрами, которые только и составляют суть духовного интереса - игрой истинных страстей, а не их имитацией...
Оболванить человека очень легко и, к сожалению, нынешняя литература (как, впрочем, и другие "музы") весьма в этом преуспела. Иной боевик вполне может стать полным руководством по зубодроблению и лоботомии, способам вышибания мозгов и промывания извилин с помощью огнестрельных сподручных средств... Кивнем на Америку -- все ее население воспитано на боевиках и триллерах. Хорошо, когда детектив учит мужеству, чувству локтя, сопереживанию и очень плохо, когда детектив является инструкцией методов изощренных преступлений. Для любого американца даже война - это очередной захватывающий блокбастер. Завтра на Землю упадет астероид и, будьте уверены, его воспримут, как крутой боевик. И что характерно, этому свойству подвержены и дебиловатый школьник и президент.
Детектив - это игра ума и воображения, только весь вопрос в том - куда эта игра нас заводит: в чистилище или под сень эстетического комфорта. Но в одном я уверен твердо: криминальную книгу написать намного труднее, чем девичий роман на тему "розово-голубой любви". Об этом можно писать, посасывая палец, и роясь в рухляди подсознательных ощущений. Можно выдумать самую прихотливую историю со слюнями и сценами, при виде которых Эрос покраснел бы до корней волос. А вот чтобы написать приличный детектив, нужно хотя бы быть в курсе некоторых процессуальных норм, знать уголовный кодекс, иметь представления о некоторых видах оружия, марках автомашин, представлять географию места действия и много других вещей, без чего правдивого, интригующего, интересного для читателя произведения не создашь...
--- Большое спасибо! "Weekend" поздравляет Вас наступающим днем рождения и искренне желает успехов в творчестве!