Ольбик Александр Степанович
Встреча в мировой паутине

Lib.ru/Остросюжетная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

  
  
  
  ВСТРЕЧА В МИРОВОЙ ПАУТИНЕ
  
  Беседа с владельцем электронной библиотеки Максимом Мошковым.
  
  
  Детство не предвещало виртуального будущего. Школа - правда, математическая, затем - мех-мат МГУ, после окончания которого вступил на стезю науки: учеба в аспирантуре, защита диссертации, работа в НИИ. А когда заявила о себе эпоха компьютеризации, с головой ушел в этот необъятный мир и занялся программированием. И пошло и поехало - Интернет, WWW, преподавание, создание электронной библиотеки...
  Но почему - книги? Возможно, не последнюю роль сыграла интеллектуальная гинетическая подоплека: отец - инженер, мама - учительница. С самого детства много читал, одновременно был записан в нескольких книжных библиотеках, что не могло, разумеется, не сказаться на взрослых предпочтениях.
  
  - Максим, как и когда родилась идея создания библиотеки "им. Мошкова"? И что это такое? Кто были первые авторы?
   - Битлы, "Иисус Христос - супер-звезда", Стругацкие, Толкиен, ну и я сам, со своими заметками об операционной системе Юникс.
   - Существует ли у вас какой-то принцип отбора литературы и авторов?
   - В библиотеку книги присылают сами читатели. Они сканируют и переводят произведения в электронную форму, выбирая для этого те произведения, которые им больше нравятся. Конечно, предпочтение отдается тем книгам, которые уже издавались, а значит, прошли редакторский отбор. Хотя бывает, что и неизданные книги размещаются на наших "полках", но при непременном условии - если они на интересную тему и хорошо написаны.
  - Как определяется рейтинг того или другого произведения и что он значит для писателя?
   - В каждом файле библиотеки стоит голосовальная формочка "Поставьте оценку за книжку" по десятибалльной шкале. Однако в большинстве случаев читатели это игнорируют (ставят оценки примерно один из 30) и тем не менее, какую-то среднюю цифру "заинтересованности" можно вывести. Однако для писателя такой рейтинг чаще всего ничего не значит, впрочем, как и любая другая попытка построить литературу по ранжиру. С другой стороны, это можно считать забавным аттракционом: сравнивать, на сколько десятых балла Булгаков отличается, скажем, от Экзюпери и оба они - от Виктора Пелевина.
  - Каков контингент читателей?
   - Пару лет назад еще можно было как-то определить именно сетевого читателя, и находить отличия с обычным, "бумажным". Но в последнее время интернет стал массовым явлением, и, по моему ощущению, среднестатистический читатель электронной библиотеки почти не отличается от обычного читателя. 40% наших читателей живут за границей, 35% - женщины, возраст "клиентов" электронной библиотеки колеблется от 13 до 75 лет...
   - Из каких тематических разделов состоит библиотека?
   - Больше всего она по набору произведений напоминает частную библиотеку средней руки. Это детективы и фантастика, проза и поэзия, культурология и философия, эзотерика и математика, детская литература и приключения, технические справочники, музыка... И многое другое, что вызывает интерес у современной читающей публики.
   - И все же, какую литературу сегодня больше всего предпочитает ваш электронный читатель?
   - Если верить статистике, то его интересы распределяются, примерно, так: зарубежная фантастика (67%), переводная проза (7.69%), русская фантастика (6.11%), российский детектив (4.62 %)...Потом, по нисходящей, идут: проза, переводной детектив, Толкиен и русская классика...
   - Можно ли по именам и произведениям в интернете как-то судить о литературной жизни в России?
   - Довольно сложно. Примерно, как если бы на звезды смотреть сквозь ватное одеяло. Тексты из бумажной жизни в электронную попадают с большим запаздыванием - через полгода, иногда через год после публикации. Многое вообще проходит мимо внимания интернетизированных читателей со сканером, а именно они, как я уже говорил, поставляют большую часть пополнений библиотеки. Иногда к нам попадают настоящие жемчужины литературы, у которых быстро появляется огромная армия поклонников. Впрочем, порой бывает и наоборот - никому неизвестный автор вдруг привлекает широкое внимание нашей аудитории. Но интерес аудитории к авторам и качество их произведений не всегда адекватны.
   - Что дает автору ваша библиотека?
   - Определенно могу сказать, что славы и денег она не приносит. С другой стороны, авторы получают отклик читателей, что само по себе уже неплохо. Автор бумажной книги отделен от нее и почти недостижим для читателя, в интернете же автор может узнать, что о нем думают читатели, которые могут связаться с ним по электронной почте или оставить свои отклики в гостевых книгах. Многие литературные произведения, попав в интернет, получают как бы вторую жизнь. Электронную книгу легко цитировать и вести в ней поиск, а значит, она становится привлекательна для критиков, литературных обозревателей и журналистов. Бывает, что с автором, через мою библиотеку, связываются зарубежные переводчики с предложением издания на иностранном языке. Понятно, что отнюдь не каждым пишущим в интернет интересуются за рубежом, но, десятка два подобных случаев я припомнить могу. Иногда здесь выкладываются предварительные версии произведений - для "отладки" и ознакомления читателей. Однажды переводчик был настолько недоволен тем, что сделали с его переводом редактора, что отказался от его бумажной версии и разместил у меня свою оригинальную версию. Речь идет о книге Марселя Пруста "Обретенное время".
   - Есть ли еще в России подобные библиотеки?
   - В русском интернете около двух сотен полнотекстовых электронных библиотек, примерно с одинаковым содержанием. И многие сотни специализированных страниц, посвященных отдельным авторам или направлениям литературы. Моя библиотека - всего лишь наиболее известная и наиболее часто посещаемая среди них.
   - Пару слов о платной библиотеке и ее плюсах и минусах.
   - Технология проста - приходишь на сайт, платишь деньги, получаешь файл с интересующим тебя произведением и... читаешь на здоровье.
   Плюсы: поскольку работа оплачивается, то читатель может изыскать любую интересующую его книгу, а не будет вынужден выбирать среди тех, которые соблаговолили отсканировать энтузиасты. По этой же причине качество подготовки текста может быть (а может и не быть) выше - меньше ошибок распознавания, корректная форматировка текста. Платная библиотека могла бы часть своей прибыли выплачивать автору - и у него появилась бы материальная заинтересованность в электронном книгоиздании.
   Минусы, разумеется, тоже имеются. Любой предпринимательский проект хорош, если материальные затраты на него меньше, чем получаемый доход. Прикинем теперь расходы электронной платной библиотеки. Подготовка (сканирование) электронного текста: 3 часа на сканере, полуавтоматический спеллчек - еще от 2 до 5 часов. Затем - вычитка, а то и две вычитки, а это еще 1-2 рабочих дня. То есть, у квалифицированных специалистов будет уходить по 2-3 полных рабочих дня на книгу. Так что себестоимость такой книжки будет составлять от 50 до 300 долларов (в зависимости от уровня зарплаты и прочих накладных расходов). На подготовку платной библиотечки, сравнимой со средней районной библиотекой (в 30-40 тысяч томов), ушло бы не менее 5 миллионов долларов. Вряд ли читатель захочет покупать электронный текст (который читать на порядок сложнее, чем бумажный), дороже, чем обычную книжку. Следовательно, верхняя цена на е-книжку должна быть "вынужденно" ограничена какой-то разумной суммой, порядка 1-3 доллара. Учтем еще, что придется делиться с автором и с государством, поэтому "навар" от одной электронной продажи будет равняться 0.5 - 1 доллару. Таким образом, библиотеке, чтобы окупиться, предстоит за сжатые сроки обеспечить порядка 10 миллионов продаж, что практически невозможно.
   Я не посчитал еще затраты на хостинг, обслуживание технической части, рекламу, раскрутку проекта и т.д. Однако я не стану утверждать, что проект несбыточен. Просто надо здраво оценивать цену вопроса и брать задачу себе по силам. Микрософт или Газпром справятся. Частная персона Максим Мошков - не возьмется.
   -Какой автор в России сейчас наиболее популярный?
   - Наиболее продаваемые сейчас в России детективо-боевики в ярких обложках с названиями типа "Слепой наносит ответный удар", "Багира на тропе войны" и т.п. Пишут их литературные негры, поэтому конкретной фамилии автора назвать невозможно - их, этих авторов, как бы даже и не существует. Если же брать тех, кто пишет сам за себя, то, наверное - один из наиболее продаваемых - это Борис Акунин, Роулинг ("Гарри Поттер"), но повторюсь - первое место не у них, а у безликого Литературного Негра.
   - Не грозит ли существование вашей библиотеки существованию обычных библиотек? Не исчезнут ли бумажные книги?
   - Бумажные библиотеки, к моему сожалению, забыты и читателями и государством, и влачат жалкое существование. Почти у всех библиотекарей нищенские зарплаты, а у самих библиотек - минимальные финансовые возможности пополнения книжных фондов. Да и сам я, к примеру, перестал ходить в библиотеки - просто не стало времени. А ведь когда-то был записан и регулярно посещал не менее пяти библиотек. Скорее наоборот - электронификация - метод спасения обычных библиотек и неплохой шанс для их выживания. Работники библиотек могли бы организовывать подготовку электронных версий, каталогов, устроить в библиотеках интернет-залы (что, кстати, в некоторых московских районных библиотеках и делается, не говоря уж о библиотеке им. Ленина, где эти дела идут в полный рост). Исчезнут ли бумажные книги? Я не исключаю такой возможности, особенно при условии соответствующего развития компьютерной техники.Это дело отдаленного (но не очень) будущего.
   - Есть ли в вашей библиотеке "книга жалоб"? Я имею в виду претензии каких-то лиц, про которых нелицеприятно пишут ваши авторы?
   - В библиотеке существуют гостевые книги, куда читатели пишут, что посчитают нужным. На 95% они заполнены типовыми сообщениями: помогите найти книгу такого-то автора, под таким-то названием, как связаться с тем или иным автором и т.д. Впрочем, бывают и толковые замечания и предложения - об опечатках, обнаруженных в текстах, предлагаются исправленные файлы, даются дельные советы и пожелания по оформлению сайта, по новым пополнениям... И все идет напрямую, на мой е-майл. В день я получаю порядка сотни писем.
  - Посещают ли библиотеку издательства и берут ли что-нибудь для публикаций?
   - Это случается, но довольно редко. В среднем 5-6 случаев за год.
   - Что заставляет вас безвозмездно заниматься таким трудоемким делом, как комплектование электронной библиотеки?
  - Сам не знаю. Наверное, привык, втянулся. Да и нравится мне это. Кто-то собирает марки, кто-то (как Брежнев) машинки, а я собираю электронные книги.
   - Пишите ли вы сами в свои сайты, кто ваш самый любимый "электронный" автор и какой самый почитаемый классик?
   - Сам я пишу только технические руководства и учебные пособия по операционной системе Unix, а также туристические отчеты о походах, в которых сам принимал участие. Любимые электронные писатели... В данный момент - О'Санчес, Дмитрий Горчев...Но это не надолго, пока что-нибудь еще не появится новенького. Классику не читаю - отбили желание еще в школе. Поэтому читаю просто современную прозу - переводную и русскую. Ну и фантастикой балуюсь время от времени.
   - Сталкивались ли вы со случаями плагиата? То есть воровства текстов из вашей библиотеки?
   - Пару случаев могу припомнить. Однажды мне пришлось разруливать ситуацию, когда один, "литературно зашибленный", юноша подписал чужие сказки своим именем. Но в общем плагиат в наше время явление не шибко распространенное, поскольку все считают себя великими писателями, а издаться нелегко... Так что маловероятно, что кто-то будет обивать пороги издательств ради чужого, пусть даже гениально написанного, текста. Хлопот много, позору - на всю жизнь, а прибыли - никакой. Нет, плагиат нынче не в моде.
  -Спасибо, Максим, за беседу и всяческих вам электронно-интернетовских успехов...
  

 Ваша оценка:

Раздел редактора сайта.