Незабываемая беседа с Азизой Мухамедовой в юрмальском отеле Baltic Beach.
Спустя 24 часа после юбилейного в концерта в Дзинтари.
- Азиза, "последний" раз мы встречались с вами в августе 1988 года, в Юрмале, в концертном зале "Дзинтари", где проходил третий конкурс молодых исполнителей. Тогда вы заняли третье место и завоевали приз зрительских симпатий...а на следующий день проснулись знаменитой.
- Юрмала для меня - это как первая любовь, разве что с той разницей, что первая, школьная, любовь забывается, а вот судьбоносный для меня город Юрмала всегда живет в моей памяти...Ваш город стал тем местом, где осуществилась моя мечта стать знаменитой певицей.
Когда мы готовили этот, юбилейный концерт, естественно, в гастрольный график первой включили Юрмалу, но поскольку начало гастролей было приурочено к моему 50-летию, а я родилась 10 апреля, то, к моему величайшему сожалению, Юрмала не стала первым городом, где могло состояться моё выступление. Была еще весна, погода не баловала, не сезон, да и концертный зал "Дзинтари" еще не функционировал, а мне хотелось, чтобы концерт прошел именно на этой эстрадной площадке. И мы решили начать гастроли с Москвы, в городе для меня тоже знаковым и, где я прожила 25 лет. Затем был Питер. Но без победы в конкурсе молодых исполнителей в Юрмале, быть может, не было бы в моей жизни и Москвы. В судьбе актера, спортсмена, космонавта, политика...да в судьбе любого человека должны быть свои Аустерлицы, громкие победы, судьбоносные, меняющие весь контур жизни события и именно это произошло со мной Юрмале. Меня заметили Всесоюзное радио и центральное телевидение СССР, стали приглашать на "Голубые огоньки", новогодние праздники, словом началась та жизнь, которая бывает у внезапно проснувшихся знаменитостей. Москва стала привлекать меня в разные концерты и не только меня. В лучах славы тогда купался и Саша Малинин, завоевавший на этом конкурсе Гран-при, исполнив свою будоражащую нерв "Корриду".
- И когда вы связали свою звездность с кремлевскими звездами?
- После победы в Юрмале около года мне приходилось разрываться между Ташкентом и Москвой, что было хоть и приятным, насыщенным занятием, но вместе с тем и крайне хлопотным. Одновременно с этим я по-прежнему работала в ташкентском ВИА "Садо" (по-узбекски - "Эхо"), который объехал полмира, так что искус славы я уже вкусила в достаточной степени. И этот опыт позволил мне, оказавшись в Москве, где все масштабно, где жизнь вовсю бурлила, не подхватить вируса звездной болезни.
Жизнь была насыщенная до предела, до головокружения. Я купалась во внимании, меня всюду приглашали... И однажды мама, наблюдавшая за моими челночными рейсами в Москву, сказала: возьми, дочка, свои концертные костюмы и поживи в Москве хотя бы месяц. Она меня благословила и я уехала в Москву и... задержалась там не на месяц, а на год. Началось освоение непознанной территории. А это всегда и радостно и тревожно. Приходилось работать с такими музыкантами, как Юрий Саульский, Александра Пахмутова, поэт Илья Резник, композиторы Владимир Матецкий, Олег Иванов и другие известные люди эстрадного жанра. Работа с творческими натурами обогащала и заставляла быть всегда на взводе, что называется, на низком старте. ...Они для меня писали музыку, я с ними встречались, мы общались и постепенно стали набирать сольный репертуар. И, примерно, за год я набрала солидный песенный багаж достаточный для сольного концерта. И таковой состоялся в 1989 году.
- И как долго вы разрывались между вхождением в насыщенную жизнь Москвы и работой в ансамбле "Садо"?
- Ансамбль "Садо" - это трио девочек, я на протяжении восьми лет была в нем солисткой, и когда я уехала в Москву и начала там прокладывать свой путь, возникли затруднения со временем, что приводило к несовпадению ритма Москвы с ритмом Ташкента. Пришлось выбирать, хотя мне чрезвычайно трудно было бросить ансамбль, оставлять своих друзей. Дескать, стала победительницей международного конкурса и сразу же сбежала в Москву. Но выбирать нужно было и в конце 1989 года я ушла из ансамбля. Конечно, я могла бы поступить как тогда поступали некоторые участники Юрмалы-88, которые не стали связывать себя никакими контрактами и сами отправились в гастрольное плавание по стране. И делали это из самых разных побуждений: кто-то хотел быть сам себе хозяином, а кто-то не желал делиться с организаторами гастролей гонораром. Солисты какого-нибудь ансамбля в то время получали не более 70-100 рублей, а вот уже лауреат конкурса - не менее 250, что приравнивалось к зарплате профессора. Если бы я была, допустим, фигуристкой или теннисисткой, тогда я могла бы работать в одиночку, но мое творчество немыслимо без коллективного труда. Без опоры на музыкантов, балетмейстеров, звукорежиссеров, на тех же костюмеров. И я, "обойдя" "Россконцерт" и "Москонцерт", стала солисткой при Концертном зале России. И вопреки восточной мудрости, что то, что судьба судила нам получить, мы получим и лежа в постели, я не стала искушать судьбу и принялась работать. И все это продолжалось несколько лет - работа над собой, работа над репертуаром, гастроли, радио, телевидение. Но поначалу московский эстрадный бомонд встретил меня настороженно, а мне наоборот - хотелось со всеми познакомиться, со всеми пообщаться, подружиться...Ведь у меня восточный менталитет, мы с молоком матери впитываем уважение к людям, независимо от их заслуг, не приемлем зависть, склоки, интриганства. У меня этого никогда не было...Я полагаю, что я при своих годах прилично выгляжу (Азиза улыбается), и у нас на востоке говорят, что к этому возрасту женщина приобрела то лицо, которое заслужила...
Перестроичный хаос
- Да, я, как и все, пережила и перестройку с ее сломами, неразберихой, когда на смену жестко упорядоченной советской эстраде пришел шоу-бизнес со своими неписаными законами и ухватками. И я отчетливо осознала одну непреложную истину: чтобы выжить в том новом, непредсказуемом мире, нужен был свой продюсер. Но такой, который стал бы моей каменной стеной, защищавшей меня, моим отцом и матерью одновременно. И конечно, нужны были деньги и немалые, ибо как я уже сказала вокруг меня кипел новый уклад шоу-бизнеса, когда никто никого не жалел и в котором в одиночку не выжить. Нужны были единомышленники, а не какие-то рвачи, которые хотят хапнуть много денег, но не вложив в дело ни души, ни профессионализма, ни своего времени...а единомышленники, понимающие искусство, наш жанр, любящие людей способных и желающих, что называется, прикоснуться к высокому...Но все было вперемешку - затяжные неудачи сменялись огромным белым облаком удач, и снова что-то срывалось...У каждого артиста жизнь складывалась по-разному. Поэтому часто, в те 91-92 годы, некоторые исполнительницы выходил замуж за богатых или за тех мужчин, у которых папа был богатый, или были какие-то другие подобные варианты. Я их никогда не осуждала, но я также знала, что нельзя посеять одно, а получить другое. У некоторых появлялись спонсоры, что позволяло артисту держаться на плаву и даже появляться на экранах телевизоров и в эфире радио. У меня же таких спонсоров не было, хотя, чего скрывать, были люди, которые готовы были мне помочь, но, само собой, не безвозмездно. Надо было становиться чуть ли не их рабой, что для меня казалось делом архиунизительным. Я всю жизнь была солисткой. Постоянно выступала с концертами. У меня была свои команда, которую я практически содержала. Были постоянные гастроли и мы зарабатывали неплохие деньги. Не надо было обращаться ни к какому дяди, ни к какой тети, ни к какому меценату... Я вообще не могу ничего и ни у кого просить и поэтому в тот момент, когда я была вынуждена уйти из ТВ и радио, мы спокойно со своей командой в 10 человек гастролировали по стране, так, что можно было содержать не только себя, но и свою семью...По крайней мере помогать ей. И я, почувствовав себя вполне материально самодостаточной, перевезла из Ташкента в Москву свою маму, которой сейчас 91 год, и своих сестер. Они тоже, как и я, занимаются музыкой.
Реплика автора: Когда я шел на встречу с Азизой, в голове у меня все время, как заведенная пластинка, крутилось слово "Тальков". И во время беседы с ней в отеле Baltic Beach. я неоднократно подводил разговор к известной драматической истории, связанной со смертью Игоря Талькова, но Азиза, как бы не замечая моих происков, переводила разговор на другое. А я думал: вот возьмет читатель в руки газету, начнет читать наше интервью, а дочитав до конца, почувствует себя обкраденным. Это как если бы читать историю мореплавания, а в ней даже нет упоминания о крушении "Титаника" - весь мир знает, что катастрофа была, а история о ней почему-то умалчивает... Конечно, мое сравнение слишком непропорционально по масштабности, но по смыслу так оно и есть. Читатель почувствует себя одураченным. Но и я, если буду назойливым, тоже могу в глазах Азизы показаться нахальным журналюгой, который не понимает простых вещей - нехорошо без спроса лезть в чужую душу. Вот такие, обрывочные, мысли будоражили меня и в конце концов, я для себя решил: если какому-то читателю захочется "душераздирающих" подробностей той давней нашумевшей истории (6 октября, 1991 г.), пусть он сам и удовлетворяет своё любопытство, но без моей помощи, ибо вторжение в чужую жизни непременно должно считываться с заповедью Гипократта - не навреди.. Тем более, Азиза в нашем разговоре все же говорила, и подробно, о Игоре Талькове, но только... о другом... И дальнейший ее рассказ будет уже о другой жизни, которая для нее наступила "после ТОГО.... Но при этом будем помнить, что сошедший с Олимпа не боится попасть в ад.
- Известно, друзья познаются в бою, в богатстве, в невзгодах.
- На это я могу ответить словами восточного мудреца: "Я поднимал железо и свинец, но не нашел ничего тяжелее хулы и клеветы". И молвы, которая, по мнению Вергилия, является бедствием, быстрее которого нет ничего на свете. Мне никто не помогал ни добрым словом, ни поступком. Главной моей опорой в то время были моя мама и мои сестры. А друзья...В творчестве, особенно в шоу-бизнесе, все неоднозначно, все переменчиво, никто никому не должен. Я познакомилась с Киркоровым во время отборочного тура, который проходил в Москве. Готовился конкурс Юрмала-88. Филипп тогда сам только начинал, он подошел ко мне, спросил как меня зовут, я назвалась, завязался разговор и...И дело чуть было не кончилось бубновым интересом. Он меня подбодрил, сказал, что обязательно пройду отбор и буду участвовать в конкурсе. Так и случилось. У него легкое слово. Даже очень легкое... Однажды он сделал мне предложение, познакомил даже со своей мамой, которая меня угощала очень вкусными пирогами...Мы с Филиппом дружили и все бы ничего, но когда начались "осады", что, наверное, бывает у каждого артиста, отношения вошли совершенно другую, нейтральную, что ли фазу...
Реплика автора.
Дело порой доходило до настоящего бойкота (в основном со стороны женской части эстрадников), якобы в "отместку за смерть Талькова". Однажды в знак протеста она не пришла на какой-то телемарафон, где должна была петь вместе Иосифом Кобзоном...Появившийся в студии Кобзон спросил у присутствующих: "А где тут певица Азиза?" А в ответ услышал чуть ли не матерщину в адрес певицы. Что, дескать, она такая и сякая и что все с ней отказываются выступать...На что мудрый Кобзон сказал: "Если все отказываются, тогда мы с Азизой вдвоем и будем выступать". Рассказывая об этом характерном для того "блокадного" времени эпизоде, Азиза заметила: "Я считаю Иосифа Давыдовича своим другом..."
Интересно, что бы сказала Азиза сегодня, узнав, что Кобзона, по прихоти Латвийского МИД, абсолютно беспричинно внесли в "черный список" и сделали не въездным для участия в открывающейся "Новой волне"?
- Это только благодаря Богу, что я приняла православие в тот момент, когда и физически и психологически была подавлена постоянно возникающими сложностями и проблемами в личной жизни. И то, что матерью не могла стать, а это большие переживания для женщины, и что стало меньше концертов, значит и меньше могла заработать. После крещения я была наречена новым православным именем - Анфисой (в христианстве упоминаются несколько мучениц с таким именем - А.О.). И я, самая младшая из рода Мухамедовых, встала во главе семьи и сделала ее своей главной крепостью и поддержкой. И я для семьи была главной поддержкой и опорой: мама болела, мои две сестры, обе педагоги по фортепиано, а на этом много не заработаешь. И когда становилось мало концертов, я переживала и нужно было выворачиваться наизнанку, чтобы заработать тот минимум, который необходим для содержания семьи. Приходилось выделывать какие-то кульбиты, чтобы выжить и, конечно, я не гнушалась никаким трудом. Работала педагогом по музыке, ездила в пионерские лагеря, была культработником, работала аниматором, давала частные уроки детям богатых людей, и в этом была отдушина - мне нравилось, общение с детьми, это меня никогда не утомляло, наоборот - придавало уверенности. И тем не менее, выпускала альбомы, хотя не так часто, но в четыре года - один альбом обязательно... Всего, за годы своей отверженности, я выпустила несколько альбомов...Первый назывался "Все ничего", второй - "Через столько лет" и третий - "Женщина комета"... Я покупала песни и записывала их. Но одни авторы за свои песни назначали вполне разумные цены, а другие, страдающие величием, ставили заоблачные...Но если песня вписывалась в мое понимания о высоком, не жалко было и заплатить. Одну песню ("Милый мой, твоя улыбка", которая стала хитом) мне подарил Олег Бескровный, который не был профессиональным композитором, просто очень талантливый человек. А слова к этой песни написал замечательный поэт, фронтовик Борис Дубровин. Он никогда не брал от меня деньги и мне приходилось самой идти по его адресу и класть их в его почтовый ящик. После этой песни я стала еще более популярной, а Олег продолжил писать другие прекрасные песенные произвдения: "Дождь будет биться о стекло", "Невезуха", "Легенда о слепом орле", "Моя мама", "Рай неземной"... Я считаю его лучшим композитором на нашей эстраде. Все его песни, написанные для меня - именно мои песни. На некоторые его мелодии я писала свои слова.
Возвращение...возрождение...
От страшного удара судьбы певица не могла оправиться несколько лет. Лишь в 1997 году, собравшись с силами, она выпустила долгожданный альбом "Всё или ничего". Но это еще не было возвращением. Потребуется еще десять лет, чтобы нога великолепной, но поклонниками не забытой Азизы, снова ступила на "большую" сцену, а сошла с нее - триумфатором. Я имею в виду конкурс, который проводила телекомпания НТВ "Ты - суперстар!" (2007 г.), с несколько ироническим подтекстом, но с правилами более чем серьезными и накалом таких страстей, какие не всегда присутствуют в самых престижных международных конкурсах. Вот, что об этом рассказывает сама Азиза.
- Мне неожиданно позвонил из НТВ ведущий Вадим Такменев и сказал, что НТВ делает программу с участием ретро-певцов, незаслуженно забытых, бывших звезд, которые вдруг закатились, но о которых молодое поколение обязательно должно знать. Я говорю об Анне Вески, Алёне Апиной, Валентине Легкоступовой, Ольге Зарубиной, Михаиле Муромове, Сергее Челобанове, Алексее Глызине, французе Ф. Р. Дэвиде, Шуудане из Монголии, Шуре... Ведь многим людям интересно было узнать, как они сейчас живут, как их судьбы складываются, какие песни поют и как они их поют? Работы в подготовке этого конкурса всем хватало: спортивным инструкторам, косметологам, врачам и стилистам.
Три месяца шел этот грандиозный марафон по ТВ, много было поездок, перевоплощений (перекрашивались волосы, менялись прическа, гардероб), после "спокойной" жизни приходилось себя ломать, что-то делать через "не могу". И надо было петь под фонограмму. Я же говорила, что это обман зрителя...И Валя Легкоступова тоже хотела петь в живую...то есть под минус...А уже в концерте конкурса когда я пела без фонограммы, вдруг включили плюсовую, то есть фонограмму...После этого у меня случился нервный срыв, я сгоряча сделала организаторам "разгон", заявив, что это же подстава...Мне, конечно, не хотелось подводить дирекцию, коллег, но когда я допела, заявила, что я ухожу из конкурса. И, как говорится, хлопнула дверью. А была только середина проекта. Это, разумеется было ЧП, чуть ли не форс мажорная ситуация, все всполошились, а я заупрямилась. Организаторы конкурса звонили моей маме домой, чтобы она меня уговорила, и, конечно, мама "уговорила": "Иди, пой дальше..." И я вернулась, включилась с удвоенной энергией в работу, она меня захватила и...вопреки моим первоначальным ожиданиям я с "блеском" победила. Второе и третье место заняли Алексей Глызин и Сергей Челобанов соответственно. Рейтинг этого конкурса зашкаливал, люди бросали все дела и бежали к телевизору, когда шла эта программа "Ты - суперстар!"...
- После вашей победы в этом конкурсе что-то в вашей жизни изменилось кардинально?
-Да, конечно. Начались публикации, приглашения, возникло оживление, стал чаще звонить телефон. Много появилось новых знакомств, начались поездки по стране и... Но опять же из-за того, что не было рядом грамотного своего продюсера, меня начали вновь обходить стороной и начинало все тормозиться и тормозиться...Однако не все было так безнадежно, в 2008 году я выпустила альбом "Размышление", большинство песен для которого я написала сама. Но главное событие еще было впереди...
- Пожалуйста, поделитесь, что вы имеете в виду?
- Свою встречу с моим любимым Сашей. Как всегда вмешался господин случай. Я отдыхала на Кипре, была на пляже, нежилась на солнце, смотрела в безоблачное голубое небо, на море, вода которого было такая же голубая...даже бирюзового цвета, и гадать не гадала, что через несколько минут появится из моря моя будущая половинка. Из воды вышел человек с длинными волосами, бородкой и поразительно голубыми, под стать морю и небу, огромными глазами. И светящимся нимбом над головой. Поверьте, я ничуть не преувеличиваю. Я даже подумала, что это приход какого-то святого... дождалась, наконец...У меня много было мужчин - красивых, умных, сильных, талантливых, но ни с одним из них жизнь не сложилась. И, представьте себе, все они, как один, первыми уходили от меня. Но ситуации для таких уходов большей частью создавала я. Но это так, к слову...А в тот день на кипрском пляже меня от жары разморило, я не могу понять - сон ли это или галлюцинация? И думаю, господи, что же это за видение? Глаза продрала, но нет, то же самое: в мою сторону направляется какое-то небесное существо...Но это небесное существо прошло близко, но мимо...прошествовало под свой тент. Ну и все, подумала, мираж исчез. Однако, сказка еще имела продолжение. Ко мне направляется девушка с подносом, на котором цветы, фрукты и бутылка шампанского...Я спрашиваю девушку: "Это кому?" Девушка отвечает: "Это вам". "От кого?" Она мне говорит: "От того мена", - и указывает рукой в сторону тента.
Он смотрит на меня я - на него и спрашиваю: "Это мне?" Оказывается, да...Потом ко мне подошли мои танцовщицы, администраторы и мы стали пить шампанское...И что вы думаете? Вечером, за ужином я увидела его идущего между столиками и сама себе говорю: Азиза, держись, это твое...И я пригласила его к нашему столу, он подходит, мы знакомимся и я тут понимаю, что он похож на Иисуса...И я увидела его огромные голубые глаза, его выражение лица и мне стало так спокойно, словно с плеч свалился огромный груз, который мешал идти и дышать полной грудью. Короче, через неделю он сделал мне предложение. Было кольцо, была помолвка, а через месяц мы все поехали в Крым и там он у моей мамы попросил моей руки. И мама, естественно, была не против. Так впервые в жизни я стала не "гражданской", а "законной женой" питерского бизнесмена, замечательного человека Александра Бродолина. И случилось это в октябре 2011 года.
Разговор наш подходил к своему завершению, когда Азиза вдруг, сменив интонацию, заговорила:
- Мы дружим с сыном Талькова, Игорем. Он сам меня нашел и предложил спеть с ним в дуэте песню его отца "Этот мир". Знаете, много разных разговор ходило о гибели Игоря Талькова, но его сын оказался выше мелочных и унизительных для меня да и для отца пересудов.Он понимал, что произошла какая-то несуразность, стечение обстоятельств с таким трагическим исходом. Во всяком случае, чтобы там ни произошло и какие бы версии тех событий не существовали в публичной среде, на него это не повлияло.Он оказался прямым, честным, открытым человеком. Он, как и его отец, сам пишет музыку и сам исполняет и, что для меня особенно приятно: он меня поздравил с юбилеем и мы снова спели в дуэте песню Талькова старшего "Память". А еще я стала крестной матерью его сына Святослава, внука Талькова старшего. Это было по желанию Игоря и его жены, что для меня явилось небесным знаком. Видно, Богу надоело, что мое имя так долго, бесцеремонно, всуе, кому не лень, трепали, и Бог решил совершить облегчающее мою душу примирение. И оно свершилось.
- Спасибо вам за беседу и дальнейших вам творческих удач и, как говорится, счастья в личной жизни.