На днях в Москве прошло Всесоюзное совещание кинематографистов, на котором обсуждались новые сложные задачи, встающие сегодня перед советским кино. Речь шла и о необходимости создания живого, полнокровного образа положительного киногероя, об ответственности кинохудожников за свое дело, о проблемах воспитания молодых кадров.Эти вопросы стали темой беседы нашего корреспондента с одним из руководителей Всесоюзного экспериментального молодежного творческого объединения "Дебют" при киностудии "Мосфильм", профессором ВГИКа режиссером И. В. Таланкиным. За двадцать лет он создал целый ряд произведений, которые принесли автору широкую известность (вспомним его ранние фильмы "Сережа", "Вступление",; "Дневные звезды"; и более поздние - "Чайковский", "Выбор цели", "Отец Сергий", "Материнское поле", "Звездопад").
- Игорь Васильевич, когда состоялась ваша первая профессиональная встреча в кино?
- Уже после того, как окончил Театрально-музыкальное училище, потом ГИТИС, когда расстался с театром Советской Армии во Львове и пришел учиться на Высшие курсы кинорежиссеров "Мосфильма". Было это в 1956 году. А в 1958-м вместе с Данелия начали снимать картину "Сережа". Это был наш режиссерский дебют. На кинофестивале в Карловых Варах "Сережа" был удостоен высшей награ-ды - Большого хрустального глобуса. С этим фильмом мы объездили много стран. По существу, его делали новички в кинематографе: Данелия был архитектором, я - театральным режиссером...
- Бросается в глаза одна закономерность вашего творчества: тяготение к литературному кинематографу. "Сережа", "Вступление" поставлены по Вере Пановой. "Выбор цели" - Даниил Гранин. "Отец Сергий" - Лев Толстой. Случайно ли это?
- Я глубоко убежден, что в основе любого кинематографического произведения должна лежать хорошая литература - будь это классика, современная проза или художественный сценарий. Есть у меня уже и опыт литературного соавтарства вместе с Граниным создавали сценарий "Дневных звезд". А сейчас, например, пишем сценарий с Рудневым.Кино - это самостоятельное искусство, а не механическое переложение писательского замысла на экран. Задачи литературы и кино общие - исследование человеческого характера. Но литература - мать и театра, и кинематографа.
- И вторая "закономерность" - многократное участие в ваших картинах Сергея Бондарчука...
- Актер должен быть интересен сам как личность, иначе ему будет не по плечу создать образы таких гигантов, как, например, Курчатов, отец Сергий. Бондарчук - это прежде всего именно крупномасштабная личность. Не зря ведь, когда снимался "Отец Сергий",я отказался от многих эпизодов, не стал его показывать молодым. Мне важен был его зрелый возраст, когда в душе Сергия, раздираемой противоречиями, идет напряженнейшая борьба. Бондарчук привнес в работу над картиной сложность толстовского мироощущения. Ему не надо было "изображать", он именно был - страстным, мятущимся, внутренне сжатым, как пружина, отцом Сергием.
- Ощущается ли в кино, как в литературе, дефицит положительного героя? Кто он - герой ваших лент?
- Во-первых, давайте разберемся, что такое положительный герой. Положительный герой - не просто наше изобретение. На протяжении всей истории литература да и другие виды искусства только и были заняты тем, чтобы найти образ идеального героя. Необходим он был для нравственного обогащения. Нужен такой герой и сейчас. Нет, наверное, художника, который не творил бы положительного героя. Возьмем для примера русскую литературу: что такое тургеневские Рудин или Базаров, что такое князь Мышкин Достоевского, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова?..
Каждое время выдвигает своего героя, создает, так сказать, определенные его параметры. Найти положительного героя - это умение видеть жизнь. Раз она движется вперед, значит, кто-то ее двигает. И значит, нужно уметь отыскать то начало нашей жизни, что определяет движение вперед, и найти тех людей, которые способствуют этому движению. Понятие положительного героя не однозначно. Выделить его - задача литературы и кинематографа.
Что такое творчество Василия Шукшина? Все его так называемые чудики ведут активный поиск справедливости и утверждают положительные начала. Все его герои со странностями - люди, одержимые поиском смысла жизни. Это не вольное конструирование - это подсмотренный в жизни человеческий тип, возможно, еще слабо проявившийся. Но ведь задача искусства в этом и заключается, чтобы показать нам новое в самих себе. Шукшин прекрасно сформулировал свою мысль о нравственности: это, по Шукшину, - правда. Но что такое правда? Не набор правдивых фактов и биение себя в грудь, а прежде всего - понимание глубинных социальных процессов, происходящих в обществе. Это самоотдача обществу. Так что положительный герой в нашем понимании - человек не только кристально честный и правдивый, высоконравственный, но видящий смысл своей жизни в служении людям.
Социальные процессы не могут идти без борьбы противоречий. Они дифференцируют общественные силы и, стало быть, людей, участвующих в этих процессах, одни из которых являются тормозом, другие - силой поступательной. Вот в этом стыке, в этом сопряженном движении и надо отыскивать то, о чем художник желает говорить. И здесь же нужно искать и положительного героя - он всегда там, где проходят силовые линии жизни.
- Казалось бы, "искомые величины" - правда, служение людям, закономерно-сти социальных процессов - известны. Однако схематичных, как вы говорите, сконструированных положительных героев не убывает...
- Чтобы создать жизненный, правдивый положительный образ, нужен особый дар, талант, художническое видение. Истинный талант заставляет человека служить своему предназначению. И если ты имеешь талант, не обращайся с ним как с личной собственностью. Это не твоя собственность - это в тебе природа счастливо выражает потребность общества. Талантливый художник - выразитель чувств, мыслей, устремлений своего народа. Ему ближе путь служения, а не путь приобретения.
Что такое для меня Чайковский, Курчатов? Через них я утверждаю положительное начало. Мне не интересно делать картины о пакости. Меня как режиссера интересуют люди, несущие в себе огромный нравственный заряд чистоты, веры, утверждения жизни как таковой - высшей нашей ценности. Строить общество будущего должны люди цельные, нравственно чистые, крупные мыслями, отчетливо понимающие свое предназначение в мире.
- Или критика нас, зрителей, плохо ориентирует, или же стали редкостью фильмы, ради которых люди штурмуют билетные кассы кинотеатров... Например, с ностальгическим чувством вспоминаются времена таких лент, как "Летят журавли", "Судьба человека", "Баллада о солдате", "Весна на Заречной улице", ваш "Сережа"...
- Происходит непростой процесс движения в кинематографе. Я не могу сочинять нечто такое, что не имеет непосредственного отношения ко мне. Фильмы, которые вы назвали, ставило поколение режиссеров, пришедших с войны. С богатым жизненным опытом. Они прошли суровую, сложную жизнь. И ею же их убеждения выстраданы. Художнику, в частности, кинорежиссеру, нельзя все это "отпустить" в лекциях или рассуждениях. Рассуждения без личного опыта сердце мало задевают. Как сделать так, чтобы молодые люди в 17-18 лет не входили в жизнь только напичканными академическими знаниями? Чтобы они понимали истинную цену всего, что мы имеем - хлеба, с таким трудом завоеванного мира, права на труд?..
Поступательное движение идет не по прямой. Человек не может, взобравшись на одну вершину, тут же перескочить на следующую. Чтобы до нее добраться, нужно спуститься вниз, преодолеть какое-то расстояние и вновь начать подъем. Когда на кар-диограмме ровная линия, человек мертв. Чем меньше зубцы, тем хуже здоровье. По-моему, наш кинематограф находится на подходе к новым высотам...
- Вы, если не ошибаюсь, как-то сказали: кино - искусство зрелищное, стало быть, если нет зрелища - нет зрителя... Так вот, к вопросу о зрелищности - что это такое в понимании сегодняшнего кино?
- Кино - искусство пластическое, экранное, и зрелищность его не обязательно в многосложности композиции. Но и в тонкости композиции, в цветовой партитуре, выраженной на экране. В звуке. Это живое и беспрерывно меняющееся искусство, и то, что, вчера здесь казалось незыблемым, сегодня отрицается и на смену приходит новое. Как пример могу привести картину "Экипаж". После нее появились другие ленты в этом же "катастрофическом" ключе, но уже прежнего ажиотажа вокруг них не было. Кино может быть разное: два актера могут держать в напряжении десятки, сотни людей, и ни у кого из них не возникает вопрос о том, что же такое зрелищность. Кино по своей природе массовое искусство. Но усложнилось общество, усложнилось и отношение к искусству.
Люди больше читают, чаще ходят в театр, смотрят телевизор. Зритель стал избира-тельнее. Кинематограф должен быть рассчитан на широкую аудиторию. Но должны быть и произведения экспериментальные, ибо без эксперимента не будет движения вперед. Фильмы могут быть и развлекательные, и серьезные - только не скучные, пошлые, глупые. Я, например, люблю читать детективы и нахожу в этом великолепный отдых, отвлечение от работы...
- Дебют в "Дебюте" - как это происходит? И каково положение дел в молодом кинематографе?
- Творческое объединение "Дебют" является своего рода ситом, сквозь которое "просеиваются" молодые люди, претендующие на режиссуру. Это, как правило, выпускники ВГИКа, которым предоставляется прекрасная возможность испытать себя в настоящем кинематографе: в хороших условиях, когда не тяготеет над ними финансовый план, когда государство выделяет три миллиона рублей в год на то, чтобы молодые люди попробовали себя в творчестве. Пусть далеко не все из них достигнут вершин, однако работа в "Дебюте" дает неплохие возможности выявить интересного, самобытного художника Сейчас в кинематографе нет голода на режиссерские кадры, но есть голод на самобытных, талантливых режиссеров, и "Дебют" в этом смысле является превосходным катализатором. Отсюда, например, вышел режиссер Серенко, снявший картину "Ветераны", завоевавшую на различных конкурсах множество наград и дипломов. Мой ученик Александр Панкратов поставил в объединении свою "Лабораторию", которая также прошла на экранах с успехом. Второй мой ученик, Карен Шахназаров, "проявился" лентой "Мы - из джаза". Талантливой молодежи сейчас много, и почти половина всей кинопродукции страны сделана ее руками.
- Над чем вы сейчас работаете?
- У меня в плане экранизация романа Чингиза Айтматова "И дольше века длится день". Возможно, до этого выйдет еще один фильм, но об этом пока рано говорить.
- Спасибо за беседу!
г. Рига, газета "Советская молодежь", 24 мая 1984 год